Изнанка Войны. Из воспоминаний ветеранов. 18+
Мой дед по отцовской линии был участником Великой Отечественной войны, прошёл всю войну, дошёл до Берлина и вернулся оттуда с несколькими осколками в теле.
Мой отец воевал во Вьетнаме. Да, советские военные участвовали в этой войне, хотя об этом даже сейчас как-то не принято говорить и вспоминать. Было у отца много знакомых в 90-х годах, с которыми он вместе занимался бизнесом – воины, прошедшие Афганистан. Был у меня друг, на 15 лет меня старше – настоящий афганец из Афганистана, тоже прошедший войну.
Все эти люди, прошедшие сквозь горнило боевых действий, практически никогда не рассказывали о войне, как я их не упрашивал в детстве. Они упорно молчали, хотя по характерам все были разные, некоторые угрюмые, а некоторые весёлые балагуры. И только очень редко, когда они сильно напивались, от них можно было услышать скупые истории о войне, о войне, вовсе не похожей на ту, что показывали по телевизору.
Почему же молчат ветераны? Мне рассказал как-то про это мой дед, было ему тогда уже 80 лет, так что он стал к тому времени мягче, и добрее к окружающим. Дед сказал, что молчат ветераны не потому, что они скромные, ведь на парадах хватает тех, кто прямо-таки кичится и упивается своей причастностью к Победе. Дед сказал, что те, кто ходит на парады, вряд ли хлебнули горя на войне, иначе они бы старались забыть про это и не вспоминать.
На самом деле ветераны бояться осуждения от людей, которые на войне никогда не бывали. Они бояться рассказывать таким людям про свои переживания, о том, как это сложно, стрелять в человека, о том, как потом сняться кошмары. Ведь в ответ чаще всего можно услышать: «Эх ты, да я бы на твоём месте!».
Говорить – оно легче всего, особенно сейчас, когда все вокруг такие самодостаточные и эгоистичные. Каждый мнит себя пупом земли, и в армии явно претендовал бы на место полководца, не меньше.
А как рассказать тем, кто привык считать советских воинов времён ВОВ рыцарями без страха и упрёка, как страшно было ходить в атаки, и что страшнее всего было не на немцев идти, а смотреть в дуло пистолета, которым грозили тебе твои же командиры, если ты медленно вставал в атаку?
Мои деды воевали, но ни один не хотел рассказывать про войну, хотя награжденные, раненые, покалеченные. Мне одного раза хватило перестать приставать к дедам, на 9 мая дед Илья выпил и уснул за столом, проснулся со страшным криком "Танки идут" заплакал и пошел в свою комнату, мне так страшно и жалко его стало, что больше никогда не цеплялся с разговорами про войну.
Один ветеран ВОВ сказал писателю, берущему интервью: никто вам о Войне правду не расскажет, а если расскажет, так вы трижды подумаете писать ли об этом.
До самой смерти дед офицер разведчик 41-45 год не мог не только про войну рассказывать но и из комнаты уходил если передача или фильм про войну. Все время на передовой или в госпитале. Из всех рассказов его знаю что даже в 1944 году не верили что одолеем немцев, а как одолевали ни слова не слышал. Из наградных документов знаю что орден получил за пленение его группой итальянского генерала перед Курской дугой во время задания на вражеской территории и доставили его через линию фронта в свою часть.
Дед по линии матери супруги был артиллеристом и форсировал Одер, участвовал в штурме Берлина. Он за остаток всей своей жизни о войне родным не рассказал НИЧЕГО!
Справедливости ради: не все ветераны молчали. Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Борис Васильев, Даниил Гранин, Андрей Платонов, Борис Полевой, Константин Симонов и т.д. А рассказы Никулина в разное время о войне. А масса всяких программ, где свидетельствуют очевидцы, участники и т.д. (опуская нелицеприятные моменты).
Сколько фронтовиков, столько и мнений, столько картин войны, другое слово не подберу. И "дуло пистолета" было. Отец рассказывал: во время атаки молодой солдатик не смог подняться из окопа. Ну не смог и всё. Лейтенант приставил пистолет ему ко лбу и выстрелил. Позже сам лейтенант был ранен, попал в военно-полевой госпиталь и встретил там этого солдатика. Пуля прошла между полушариями мозга, не нанеся особого вреда. Можно понять потрясение лейтенанта. Но... Человек привыкал к боевым действиям. Самым будничным образом. Сидят наши бойцы вечером в блиндаже. Один говорит: что-то шоколада захотелось. Другой: а мне выпить бы. Переглянулись - и пошли в немецкие окопы, добывать и то, и другое. Подчас с одними сапёрными лопатками. Самое типичное на войне явление. Но фронтовая жизнь включала в себя громадный спектр явлений, кроме одного - однозначности. И держалась на трёх китах: защита Родины, месть врагу, освобождение родной Земли. За этими понятиями стоял великий смысл собственной смерти. Но поднимались в атаку, чтобы работать во имя этих понятий. Так, как показано на фото в статье. Не видно там трясущихся от страха воинов.
Правда о войне настолько отличается от пропагандистских воплей власти, что, как сказал один английский генерал: "если солдаты будут знать правду, они никогда не пойдут умирать "За Родину". В начале нулевых когда праздновали в 2004 году 60-летие победы, сдуру телевидение, тогда ещё пропагандистами не полностью придушенное, выдало ряд бесед с ещё живыми ветеранами. В беседе с полковником начальником заградотряда, ему задали вопрос, имели ли эти загрядотряды смысл? Он улыбнулся и ответил: "Могу ответственно заявить, что если бы не заградотряды, Красную Армию остановил бы только Тихий океан". Второй эпизод - беседа с командиром орудия, Героем Союза, подбившим за всю Войну 7 танков. И наивная телеведущая спрашивает: "Неужели за 7 танков Героя давали?" Дед ухмыльнулся и ответил: "Эх, девушка! Да если бы каждое наше орудие подбило бы по одному немецкому танку, через неделю немцам воевать было бы не с чем!" Третий эпизод: рассказывает прошедший всю войну: "В первой атаке я был ранен, вылечился, снова попал на фронт, снова был ранен в атаке, снова вылечился и опять попал на фронт. Я знал - третьей атаки я не переживу, но тут мне повезло - встретил друга, который служил в штабе и он перетянул меня туда. Ну там - совсем другое дело, и паек другой и теплое нижнее белье выдали и форму суконную, а не х/б". Корреспондент удивлен: "А что, нижнее белье солдатам не давали?" - "А зачем? Ведь одна - две атаки и ему конец. Так, кто что сам достал, то и носили". Четвертый эпизод: отряды памяти, занимающиеся перезахоронение павших, по документам определили кладбище военного госпиталя, на котором, согласно отчетам, было похоронено 200 человек. Откопали 800 тел и поняли, что это только начало. Но гробов-то запасли на 200! Поднялся шум, приехали корреспонденты и берут интервью у старика, который мальчишкой здесь бегал. Ну да, соглашается он, я видел, как здесь умерших хоронили. Ну вот по документам здесь похоронено 200 человек - говорят ему. У него аж челюсть отвисла. Да вы что, здесь по двести человек в день хоронили. Вот всё это поле - одна могила!
Да, так и есть. Отец 1924 г.р. прошёл всю войну с 41 г. по 45 г. Никогда мне не рассказывал про неё, как только я не просил. Мы знали только (от мамы) что: ушёл добровольцем, был взводным, ротным, выходил из окружения, всю войну на передовой, в Польше тяжёлое ранение, контузия, после войны 3 года службы, единственная медаль "ЗА ОТВАГУ". И больше ничего. И только один раз, хорошо выпив, папа раскрыл некоторые эпизоды войны: Атака, бойцы на броне танка, взводный за башней, снаряд вдоль борта, - руки, ноги, головы в разные стороны, всё в крови. Атака закончилась, взвода нет, дают ему новых бойцов, вперёд в атаку, всё повторяется. И так нескончаемо. Ранение в 45 г., полгода в госпитале, рана не заживает, отрежут или спасут ногу. "Доктор, рана чешется, невмоготу больше терпеть", бинты сняли, а там в ране 3 пригоршни жирных опарышей. Доктор: "Всё боец, теперь на поправку, лучшего средства ещё не придумали". Ещё пара эпизодов и всё, больше ни чего не рассказал, как не упрашивали. Ни отец, ни дед (Гражданская воина и ВОВ, весь в медалях и орденах, в том числе ОРДЕН ЛЕНИНА) про войну так ни чего нам с братом и не рассказали.
В принципе, БОЛЬШИНСТВО нормальных людей, тем более русских - выживавших в первую очередь за счёт коллективного труда, оно как бы по природе своей, при всей её сложности, не предназначено для того что бы кичиться отрезанными головами врагов. Вследствие чего, так же большинство тех, кто попал на мясокомбинат войны, после соответствующего потрясения и понимания, иной раз даже притом, что их опыт мог бы помочь другим, распространяться об это опыте не хотят от слова совсем.
У меня 3 деда (отца, матери и брат отца матери) прошли войну. Оружейный техник, связист, про третьего, к сожалению, не знаю. Слава Богу, остались живы. Так вот, ребята, я сам, пока они живы были, НИ ОДНОГО СЛОВА О ВОЙНЕ не слышал. Деда по отцовской линии сестра как-то допыталась: а ты в рукопашную ходил? Он ответил: - Да. А что ты сделал, когда встретился с немцем? Ответ: -......... Зарезал ... После того дед помрачнел, загрузился и сказал НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ СПРАШИВАЙ... К другому деду мы как-то пришли в День Победы после митинга... Я и мои братья стали играть. Я взял игрушечный самолетик, стал кружить им в воздухе и "завывать". Когда дед зашел в комнату, увидев это он схватился за голову, убежал в другую комнату упал на диван ничком и больше не выходил... Уже через много лет я начал понимать, что произошло... Вот так вот.
Полностью согласен. Мой дед прошедший почти всю войну с первого дня, несколько раз раненый, с иконостасом орденов, говорил мне - "не о чем там внучек вспоминать, а ещё говорил что фильмы про войну галиматья, и до самой смерти ненавидел коммунистов".
Когда мало еды, дедушка ползал на нейтральную полосу и вырезал полу-тухлое мясо у трупов лошадей и ослов. Немцы всячески пытались попасть в него. Никакого благородства там не было. Некоторые пишут, что были какие-то правила. Не стрелять на водопое, во время исправления естественных надобностей, не добивать раненого. Всё это от лукавого. Немцы даже своих раненых добивали, наверное из-за сострадания.
Война, это прежде всего лишения, труд, грязь, кровь, голод и холод. И смерть вокруг. Липкий страх смерти. Иногда отупение до полного безразличия. Иногда ненависть и ярость, холодная и расчетливая, презрение к смерти, голоду, недосыпанию, крайней усталости. Но чаще страх. Постоянно.
Да, СССР это не просвещенная Европа. Французы, после двух недель, не самых ожесточенных боев, капитулировали, при этом имели превосходство в военной технике. Потом ушли, в какое-то мифическое сопротивление, но и за Гитлера воевали немало. Англичане с 600-тысячным войском бежали (посмотрите фильм Дюнкерк), спасая свои боди. Чехи активно производили фашистам технику, румыны зверствовали на наших территориях, так, что СС нервно курило в сторонке. Поляки начали быстро сдавать евреев, строить концлагеря, и грабить их имущество! Что сказать - Европейские ценности! По настоящему была объединенная Европа, легшая под фашистов. Один только советский солдат, все вынес. Но почему-то главные победители европейцы и примазавшиеся американы, кстати, получившие больше всех выгоду от этой войны. Вечная память и слава, погибшим, отстоявшим страну. Мой дед погиб в 44-ом.
Сейчас всё больше стран переписывают историю, принижая подвиг советского солдата. В военно-исторических музеях США про участие СССР в Войне почти не упоминается.
- Почему не говорят о войне??
Всё просто:- война это .. страшно...
- не страшно, а нудно и устало. Нельзя бояться всё время, страх притупляется через неделю, и остается рутина и усталость. Усталость от тяжелой солдатской работы и бесконечного недосыпания.
Был в Чечне. У меня от участия в боевых действиях (БД) осталось воспоминание о непролазной липкой грязи, и чувство усталости, и постоянного, глубоко засевшего где-то внутри, страха. Хотя то, что внутри меня все то время пока я был в зоне БД сидел страх, я понял только тогда, когда вернулся в мирную жизнь. Восстанавливался несколько лет, тяжело, хотя сразу скажу в пекле не был, ранений у меня нет, служил относительно спокойно, но помотался по району БД изрядно, часто в одиночку, на попутках.
Война действительно мясорубка. И ни кто никогда оттуда не возвращается, остаются там навсегда. Война это кровь, грязь и страх... постоянно ждёшь выстрела, ощущение что в тебя постоянно целятся (из воспоминаний афганца).
Мой отец с июня 1941 воевал в 177 сд. 2-а ранения, один орден, три медали. На вопрос почему папа ты не любишь вспоминать войну. Отвечал, что война у него ассоциируется с подлянкой, с тем, что они бросали своих раненых, а сами драпали от немцев, а себя успокаивали тем, что говорили, что если немцы и нас тоже убьют, то кто тогда за него или них отомстит? Бросали раненых и драпали. Именно драпали, а не отступали.
Не рассказывали, потому что их рассказы не совпадали с тем, что по телевизору показывали про войну. Понимали, что если их взгляд отличался от официального, то лучше держать его при себе. Были у нас в школе Уроки Мужества, типа классный час, на который приглашали кого-то из дедушек учеников, что бы они про войну рассказали. Перед этим спрашивали учителя, а кем твой дед на войне был, чем награждён? И вот пришел дед Шаповаловой, был пулеметчиком, награждён "За отвагу", ещё медали были. И попросили его рассказать, за что он медаль получил. Он рассказал, что то ли в Молдавии, то ли на Украине (сейчас не вспомню), сказали им, что немцы из окружения прорываться через них будут. Говорил, подготовились, пшеницу примяли, сектора обстрела определили, подготовились капитально. И вот немцы идут, толпами! Как начали стрелять, несколько лент расстреляли, вода аж закипела. Всех положили, человек 400 было. А потом пошли смотреть, а это русские, но предатели, власовцы. Так плохо стало мне, вроде как по русским стрелял. Мы в шоке были, про власовцев мы особо не знали, а тут 400 человек! Это сколько много предателей! Как такое могло быть?! Учительница тоже в шоке была, пожалела, что его позвали и такой рассказ. Поблагодарила, чай попили и выпроводили его. В фильмах из серии "40(45) - летию Победы посвящается..." - такого не было...
Многие не рассказывали не потому что страшно стрелять в человека, не рассказывали потому что правда ужасна. И нет там никакого геройства а на уме одно выжить и спрятаться поскорей вот и все. Сейчас я расскажу как делаются в нашей стране герои. Служил я на Русском в 89-92-м, в части где я служил, караульный находясь на посту где хранилась законсервированная спецтехника, застрелил мичмана который нажравшись спирта, непонятно зачем полез на охраняемый объект. А за двое суток до этого мы прочесывали окрестности в поисках зверьков, которые под разными предлогами пытались купить оружие. Командование части состряпало дело, из которого выходило, что на пост было совершено нападение. Часовой и мичман приняли бой. Мичман погиб в бою. В нашей стране все основано на вранье, что тогда, что сейчас. А правда она не такая.
Дед войну вспоминать не любил. А сейчас по открытым архивам вылавливаю кусочки. И сам кое-что увидел. Стал понимать. НЕТ В ВОЙНЕ НИЧЕГО ХОРОШЕГО!!!! И не о чем рассказывать. Просто ветераны знали окопную правду, в которой дизентерийный понос, запах газовой гангрены, вши перемешаны с кровью, потом, самодурством, героизмом и предательством так хорошо, что отделить одно от другого - не хватит слов. Вот и молчали.
Рассказывал ветеран (у него висело 2 Славы, медаль "За отвагу", Красное знамя). Я его слова запомнил на всю жизнь: "В 42-м под Ростовом я бросил пулемёт и сбежал с позиции. Положено расстрелять, но не до меня тогда было, бардак".
Чтобы убить врага, надо забыть что он человек. Чтобы победить, надо преодолеть свой страх. Не у каждого это получалось сразу и так как надо. И многие стыдились и стыдятся этого. И становятся такие неразговорчивые при упоминании о войне (будь она проклята!)
Вот на счет ожесточения и потери ценности жизни в точку. Чем и важны реальные воспоминания - читал у одного фронтовика, как вспыхивали смертоносные драки в эшелонах, когда они уже домой ехали. Некоторые так и не доехали. Власть боялась фронтовиков, не у всех потом жизнь сложилась.
Дед либо отшучивался, либо переводил разговор или замыкался в себе. И это спустя 40 лет! Бабушка рассказала вкратце его боевой путь с 41 по 45-й, а воспоминаний, размышлений и эмоций от первого лица я так и не узнал. Единственное, на что получил прямой ответ (после просмотра наших фильмов) - боялись ли немцы